Концепция развития Ассамблеи народа Казахстана Алматинской области (до 2020 года)

УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением акима Алматинской области
от «__» ___________ 2013 года
№ ______
 
КОНЦЕПЦИЯ
развития Ассамблеи народа Казахстана Алматинской области (до 2020 года)
 
Талдыкорган, 2013 год

 

Содержание
 
1.
Введение (паспорт)
4
2.
Анализ региональных особенностей в сфере межэтнических отношений и этнодемографический ситуации в регионе
4
3.
Цель и задачи Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана Алматинской области
11
4.
Основные направления деятельности Ассамблеи народа Казахстана Алматинской области по совершенствованию этнополитики на региональном уровне и укреплению института ассамблеи
12
4.1.
В области достижения национальной идентичности
13
4.2.
В области региональной государственной этнополитики:
14
-
совершенствование системы политического планирования деятельности областной Ассамблеи и ее рабочих органов
 
-
совершенствование мониторинга и оценки межэтнической ситуации в области, а также эффективности работы областной Ассамблеи
 
-
повышение квалификации секретариата областной ассамблеи, уполномоченных государственных структур, а также актива этнокультурных объединений по реализации государственной этнополитики
 
-
создание и укрепление механизмов раннего выявления предпосылок к возникновению противоречий и конфликтов, которые могут перерасти в этническую плоскость, разработка превентивных мер и способов разрешения таких конфликтов, выработка рекомендаций и реализация практических мер по урегулированию разногласий и споров, недопущению конфликтных ситуаций в сфере межэтнических отношений и участие в их разрешении
 
-
обеспечение финансирования социально значимых проектов в сфере межэтнических отношений из областного бюджета
 
-
в информационной сфере
 
-
в сфере образования
 
-
в сфере культуры
 
-
в сфере международного и приграничного сотрудничества
 
4.3.
В области совершенствования казахстанской модели межэтнической и межконфессиональной толерантности на региональном уровне.
15
4.4.
В области дальнейшего укрепления и развития института областной Ассамблеи, ее инфраструктуры, а также институтов гражданского общества в сфере межэтнических отношений
16
4.5.
В области активизации обмена информацией и опытами между регионами в сфере межэтнических отношений
16
5.
Механизм реализации и ресурсное обеспечение Концепции
16
5.1.
Стратегический план реализации Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана Алматинской области до 2020 года
17
6.
Ожидаемые результаты реализации Концепции
27
 
 
 
1. Паспорт
Наименование: Концепция развития Ассамблеи народа Казахстана Алматинской области (до 2020 года) (далее – Концепция).
Основной разработчик: Аппарат акима Алматинской области.
Основной исполнитель: Секретариат Ассамблеи народа Казахстана Алматинской области (далее - Секретариат).
Сроки реализации: 2013-2020 годы.
 
Концепция разработана в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана» № 70-ІV от 20.10.2008 г., Указом Президента Республики Казахстан от 7 сентября 2011 года № 149 «О Положении об Ассамблее народа Казахстана», Доктриной национального единства Казахстана, Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», «Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана до 2020 года», утвержденной Указом Президента РК № 552 от 18 апреля 2013 года, поручениями Президента Республики Казахстан, данными на ХІХ сессии Ассамблеи о доработке и принятии Стратегии развития Ассамблеи до 2020 года с учётом направлений, обозначенных на ХIХ и ХХ сессиях Ассамблеи.
Концепция выступает основой для создания целостной системы правовых, социально-экономических, политических, государственно-управленческих мер, направленных на укрепление единства народа, развитие демократии, диалога культур и цивилизаций.
 
2. Анализ ситуации
В Алматинской области в 1991 году была создана Ассоциация национальных культурных центров, куда вошли 13 этнокультурных центров Талдыкорганского региона, центр национальных культур «Ана тілі – Родной язык» города Текели, областное общество «Қазақ тілі», призванная решать вопросы возрождения истории, культуры, языка и традиций наших сегодняшних земляков, обеспечивать в регионе политическую стабильность и гражданский мир.
Сегодня Ассамблея народа Казахстана Алматинской области представлена 23 областными и 48 районными и городскими этнокультурными центрами. Она вносит весомый вклад в сохранение и развитие многовековых традиций народа Казахстана, объединяя интересы всех этносов и предоставляя возможность самореализации всем гражданам страны.
 
Согласно данным, представленным управлением статистики в Алматинской области проживают представители 103 этносов. Наиболее многочисленными являются казахи (69,3 %), русские (15,5 %), уйгуры (7,9%) и турки (1,9 %), азербайджанцы (0,86%), корейцы (0,85%), татары (0,71%), курды (0,74%), то есть менее 1% от общей численности населения каждый этнос. Численность других этносов колеблется от 0,03% до 0,06% от всего населения области.
Из них казахов – 1 349532 (69,3%), русских – 302 576 (15,5%, города Талдыкорган, Текели, Енбекшиказахский, Илийский, Карасайский, Талгарский районы), уйгуры – 153378 (7,9%, Уйгурский, Панфиловский, Енбекшиказахский районы), турки – 37022 (1,9%, Енбекшиказахский, Карасайский районы), азербайджанцы – 16753 (0,86%, Енбекшиказахский, Карасайский, Коксуский, Талгарский районы), корейцы – 16691 (0,85%, город Талдыкорган, Каратальский район), татары – 13756 (0,71%, город Талдыкорган, Карасайский район), немцы – 9064 (0,46%, город Талдыкорган, Илийский район), курды – 14480 (0,74%, Енбекшиказахский, Карасайский, Каратальский, Жамбылский районы), чеченцы – 5982 (0,30%, город Талдыкорган, Енбекшиказахский район), представители других этносов – 9875 (0,50 %) человек.
В ноябре 2008 года состоялось открытие областного Дома Дружбы в г.Талдыкорган, первого в республике, построенного по специальному проекту для региональной Ассамблеи народа Казахстана.
В Доме Дружбы работают мультимедийный центр, где по специальным программам все желающие могут обучиться компьютерным программам, центр изучения языков, оборудованный компьютерами для 12 учащихся. Созданы 3 возрастные группы, изучающих казахский язык. Вместе с изучением государственного языка каждый этнокультурный центр может изучать родные языки по электронным учебникам.
Также имеется, оборудованная по последнему слову техники, студия звукозаписи, кафе на 50 посадочных мест, 3 хореографических кабинета. Актовый зал расчитан на 200 человек и оборудован специальной звукоусиливающей, светотехникой. При зале имеются костюмерные, гримерные комнаты. Диалоговой площадкой является конференц-зал, расчитанный на 40 мест и оборудованный системой синхронного перевода
В здании расположены офисы 23-х областных этнокультурных объединений, кабинет Ассоциации молодежи «Бірлік», совета старейшин «Ұлағат».
Ежегодно растет финансирование деятельности областной Ассамблеи. Если в 2005 году эта сумма составляла 5,5 млн. тенге, то в 2013 году она составила 71,7 млн. тенге.
Работа областной Ассамблеи народа Казахстана проводится на плановой основе, сформирована и регулярно обновляется база данных о численности, работе этнокультурных объединений области, лидерах диаспор и общественного мнения в регионе.
 
Секретариатом областной Ассамблеи постоянно проводятся семинары и тренинги для руководителей этнокультурных объединений по вопросам организации деятельности этнокультурных объединений, такие как «Социальные и правовые аспекты деятельности ЭКО», «Основы проектного менеджмента этнокультурных объединений», «Участие неправительственных организаций в конкурсе социально-значимых проектов» и другие.
В Алматинской области Агентством по делам государственной службы Республики Казахстана, Академией государственного управления при Президенте Республики Казахстан совместно с областной Ассамблеей был проведен ряд обучающих семинаров-тренингов. Обучение в них прошли сотрудники секретариата областной Ассамблеи, начальники и специалисты областного управления и отделов внутренней политики, руководители и активисты этнокультурных объединений, сотрудники Дома Дружбы. Разрабатываются методические пособия для этнокультурных объединений.
Экономическая, социально-культурная характеристика этнокультурных объединений оценивается положительной динамикой, так как они принимают активное участие в общественно-политической и социально-экономической жизни региона. Степень этнической консолидации достаточно высока, характеризуется организованностью, межэтническим согласием и толерантностью.
Увеличение численности населения, привлекаемого к деятельности Ассамблеи народа Казахстана способствует расширению общегражданской идентичности путем консолидации и единства всех этносов, проживающих в области.
С 1995 года в области осуществляет свою деятельность Ассамблея народа Казахстана, во главе с председателем, акимом области. Рабочим органом является секретариат – отдел в составе аппарата акима области.
На сегодняшний день состав рабочего органа секретариата Ассамблеи области остается прежним со дня создания. В составе секретариата три человека, заведующий секретариатом и два главных специалиста.
Секретариат Ассамблеи ведет свою работу в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан в межэтнической сфере, языковой и религиозной политике. Руководителем аппарата акима области утверждено Положение о Секретариате Ассамблеи народа Казахстана Алматинской области.
Достигнуто повышение роли Ассамблеи в межэтническом диалоге и решении актуальных задач общественного развития.
В результате проводимых социальных исследований была положительно оценена эффективность деятельности Ассамблеи народа Казахстана области в направлении обеспечения конструктивного диалога между представителями различных этносов.
 
Проведено укрепление инфраструктуры Ассамблеи, ее интеграция в систему гражданского общества и государственной власти. В области активную работу ведет общественный фонд «Ассамблеи народа Казахстана Алматинской области», Ассоциация молодежи «Бірлік», совет старейшин «Ұлағат», работает сайт областного Дома Дружбы.
С 2005 года ежегодно издается информационный бюллетень Ассамблея народа Казахстана Алматинской области, который стал летописцем дружбы. За эти годы вышло 8 номеров, в которых освещается деятельность областной Ассамблеи народа Казахстана и Дома Дружбы, этнокультурных объединений, как развивается работа по взаимообогащению, взаимопроникновению культур, традиций этносов области, публикуются материалы по основным направлениям государственной национальной политики.
В 2008 году вышла в свет иллюстрированная книга о деятельности областной Ассамблеи «Созвездие народа Жетысу» на казахском, русском и английском языках.
Новости Ассамблеи народа Казахстана и интересные сюжеты из жизни этнокультурных объединений транслируются в еженедельных программах “Достық” и “Радуга” областного телевидения. Снят ряд документальных фильмов о деятельности областной Ассамблеи: “Дружба празднует юбилей”, “Жетісу - достықтың бесігі”, «Ассамблея собирает друзей», «В семье единой». Ведутся передачи из цикла «Ұлттық бренд», «Замана», «Таңжарық», тематические страницы, рассказывающие о традициях народа Жетысу.
Секретариатом Ассамблеи был записан диск «Музыкальное наследие народа Жетысу», подготовлен видеопроект «Галерея национального кулинарного искусства». Также были растиражированы и распространены среди этнокультурных объединений фильмы казахстанских режиссеров Б.Каирбекова «Священный порог» (1997 г.), «Сундет» (1998г.), Р.Альпиева «Небесный дар» (1998 г.), Б.Гафу «Клятва» (1998 г.), «Свидание» (1998 г.), «Узы» (1998 г.) из серии «Обычаи и традиции казахов».
Работа Ассамблеи освещается в областных газетах “Жетісу” и “Огни Алатау”. Под рубриками “Достық аясында” и “В семье единой”; публикуются статьи председателей и активистов этнокультурных объединений. Продолжается работа с республиканским журналом «Достык-Дружба», по освещению деятельности Ассамблеи народа Казахстана Алматинской области.
С 2006 года на сайте акима области размещена страница областной Ассамблеи, на которой размещаются информационно-справочные материалы по деятельности Ассамблеи, анонсируются и освещаются все мероприятия.
В 2007 году веб-сайт Ассамблеи народа Казахстана Алматинской области был признан лучшим веб-сайтом по освещению вопросов гражданского мира и межнационального согласия.
 
Проведено кардинальное укрепление инфраструктуры Ассамблеи, ее интеграция в систему гражданского общества и государственной власти.
Создан новый институт заместителей Председателя Ассамблеи от областных этнокультурных объединений, которые подлежат ежегодной ротации на сессиях Ассамблеи.
В областной библиотеке имени С.Сейфуллина создан официальный депозитарий Ассамблеи по межэтнической теме.
Научно-экспертная группа при областной Ассамблее стала площадкой для обсуждения и решения вопросов межэтнических отношений. Возглавляет работу НЭГ член Ассамблеи народа Казахстана, ректор Жетысуского государственного университета им.И.Жансугурова, доктор юридических наук, профессор Абдиманап Бектурганов.
В течении 2012-13 гг. продолжается работа по научному проекту «Одна страна - одна судьба: история формирования и развития этносов Алматинской области» на грант ректора Жетысуского государственного университета им.И.Жансугурова.
При содействии научно-экспертной группы в 2012 году вышла в свет книга доцента Ж.Баримбекова «Казахский орнамент», ставшая летописью казахской этнокультуры в области орнаментального искусства.
Создан Клуб ведущих журналистов-экспертов по межэтнической тематике, который активно работает в сфере укрепления межэтнической толерантности и обеспечения информационной работы. Председателем клуба является член Ассамблеи народа Казахстана, член Союза журналистов РК Атсалим Идигов.
В целях реализации поручений, данных Главой государства Н.Назарбаевым на ХVІІ сессии Ассамблеи народа Казахстана этнокультурными объединениями Алматинской области реализовано несколько проектов социальной ответственности с привлечением инновационных технологий с исторической родины.
В 2010 году при содействии Посольства Южной Кореи в Казахстане был подписан контракт между южно-корейской фирмой «СЖТ» и «Ассоциацией корейцев Казахстана» на строительство трех современных тепличных комплексов в Каратальском районе.
По данному проекту в 3 теплицах общей площадью 0,5 га (площадь каждой – 1666 кв.м) выращиваются овощи по современным южнокорейским технологиям, где плановое производство овощей в зимний период составит 150 тонн.
Реализация данного проекта в целом дала возможность для экономического роста региона. Создание новых рабочих мест для населения, перспективы в плане применения инновационных технологий, позволили стать более конкурентоспособными в технологии выращивания овощей.
Также, на базе данного тепличного комплекса создан учебно-методический центр, что позволяет распространять передовой опыт в регионах.
На сегодня специалисты в сфере сельского хозяйства из Южной Кореи осуществили обучение более 60 стажеров со всех регионов Казахстана выращиванию культур в теплицах в зимний период. Они внесут большой вклад в развитие тепличной отрасли, а также в развитие сельского хозяйства Казахстана.
Другим интересным проектом является проект Талдыкорганского общества немцев «Видергебурт» по развитию экологического туризма в Коринском ущелье Джунгарского Алатау и его влияние на сохранение биоразнообразия с участием Глобального Экологического Фонда, а также проект по адаптации местных общин в условиях аридизации климата (засеивание саксаулом из местных семян территории Прибалхашья в 200 гектаров). География проектов: Алматинская область, Коринское ущелье Джунгарского Алатау и Саркандский район.
Реализуются образовательные проекты турецкого этнокультурного центра «Ахыска». В Талгарском районе Алматинской области построен казахско-турецкий лицей на 480 мест с полным пансионом. Сегодня здесь обучаются дети, представители 17 этносов.
Принят региональный «План мероприятий по реализации Доктрины национального единства Казахстана в Алматинской области на 2011-2014 годы».
Мероприятия, проводимые Ассамблеей направлены на достижение целей и задач, обозначенных в Доктрине национального единства народа Казахстана, а также поручений данных Президентом страны на сессиях Ассамблеи народа Казахстана. Со стороны руководства Ассамблеи идет целенаправленная тенденция развития ее деятельности от концертно-развлекательных к идейно-политическим проектам.
Реализация поручений Президента на областном уровне продолжила тенденцию процесса по отмене сложившихся стереотипов в сознании граждан, что деятельность секретариата Ассамблеи народа Казахстана области и Дома Дружбы направлена только на развитие художественного творчества этносов.
Основным направлением работы Ассамблеи в межэтнической сфере является укрепление общественной стабильности как основы консолидации общества и построения казахстанской нации.
Ассамблея работает в тесном контакте с государственными органами. Эта работа охватывает информационные, образовательно-воспитательные, правоохранительные, правовые, а также международные аспекты обеспечения межэтнического согласия в стране. Планы совместных действий реализованы с уполномоченными государственными органами в области культуры, информации, межэтнического согласия, развития языков, образования и науки, а также внутренних дел.
Вся эта работа координируется секретариатом областной Ассамблеи и направлена на обеспечение единства народа.
В результате, сформированы следующие сильные стороны реализации энополитики в Алматинской области:
Во-первых, в полиэтничном регионе, каким является Алматинская область, сформировались достаточно гармоничные, сбалансированные отношения между этническими группами. В результате целенаправленной работы по укреплению национального единства и общественного согласия общественно-политическая обстановка в области остается стабильной.
Во-вторых, осуществляется целенаправленная политика интеграции этнических групп в общеказахстанский социум и их объединение вокруг государствообразующей нации, с учетом полиэтничных особенностей региона;
В-третьих, с 2008 года в области работают трехсторонние рабочие группы, в 2013 году их состав был расширен и они переименованы в Советы общественного согласия. Отработан конкретный механизм доведения основ государственной этнополитики до населения области и система предупреждения различного рода противоречий и конфликтов, могущих перерасти в межэтнический или внутриэтнический.
В-четвертых, стремлению этносов к развитию языка, традиций и культуры оказывается целевая поддержка акима области. Ежегодно на проведение этнокультурными центрами различных мероприятий выделяется 11,5 млн. тенге. Дополнительные средства выделяются на пошив национальных костюмов. Финансирование мероприятий областных этнокультурных центров, направленных на реализацию государственной политики из областного бюджета начато в 2005 году. Сегодня объемы финансирования выросли более чем в 12 раз.
Также этнокультурные объединения, как НПО активно участвуют в конкурсах социально-значимых проектов областного управления внутренней политики, отделов внутренней политики районов и городов области, фонда Первого Президента – Лидера нации, фонда «Бота» и других организаций.
В-пятых, этнические группы представлены в государственных органах и маслихатах всех уровней. По данным областного управления по делам государственной службы по состоянию на 1.08.2013 г. в области насчитывается 272 политических государственных служащих из них 214 (78,7%) – казахи, 32 (11,8%) – русские, 12 (4,4%) – украинцы, 5 (1,8%) – немцы, 1 (04%) – белорусы, 3 (1,1%) – поляки, 5 (1,8%) – другие.
К государственной службе по категориям С, Д, Е привлечено 5303 госслужащих, из которых 3945 (74,4%) – казахи, 893 (16,8%) – русские, 182 (3,4%) – украинцы, 57 (1,1%) – татары, 81 (1,1%) – немцы, 37 (0,7%) – белорусы, 35 (0,6%) – поляки, 10 (0,2,%) – корейцы, 3 (0,05%) – азербайджанцы, 2 (0,03%) – узбеки, 58 (1,1%) – другие.
Этнический состав в представительных органах (маслихаты) представлен 12-ю этносами.
В состав депутатов областного и районных - городских маслихатов Алматинской области входят казахи – 281 человек (84,3 %), русские – 25 человек (7,5 %), уйгуры - 9 (2,7 %), татары - 2 ( 0,6 %), украинцы – 2 ( 0,6 %), грузины - 1 ( 0,3 %), турки – 1 ( 0,3 %), другие этносы – 9 чел. (2,7 %).
 
Секретариатом Ассамблеи народа Казахстана области налажена совместная работа с управлениями внутренней политики, развития языков, образования, по вопросам молодежной политики, по делам религи, а также работа по обмену текущей информацией с Департаментами внутренних дел и статистики, управлением миграционной полиции.
Постоянно проводится мониторинг общественно-политической ситуации и реализации языковой политики в области.
Работа Ассамблеи охватывает также, образовательные, культурные, религиоведческие аспекты обеспечения межэтнического согласия в регионе.
В результате целенаправленной работы по укреплению национального единства и общественного согласия общественно-политическая обстановка в Алматинской области остается стабильной.
 
3. Цель и задачи Концепции
Настоящая Концепция представляет собой систематизированные базовые ориентиры, направленные на реализацию государственной этнополитики в Алматинской области, формирование национального единства, обеспечение общественного согласия и стабильности, повышение динамики взаимодействия государственных и гражданских институтов в сфере межэтнических отношений и совершенствование механизмов этого взаимодействия, прежде всего, посредством института Ассамблеи.
Концепция базируется на выполнении следующих функциональных принципов: комплексности, системности, преемственности, реализуемости и адресности, действенности и результативности.
Конкретные цели:
Целью Концепции является реализация государственной национальной политики в Алматинской области и консолидация народа в единый общеказахстанский социум.
Основными задачами Концепции являются:
1. Реализация положений Доктрины национального единства народа
Казахстана, «Стратегии Казахстан – 2050» в разрезе межэтнических отношений, построения общества благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей Всеобщего труда.
2. Создание благоприятных условий для работы всех этнокультурных объединений области, укрепление межэтнического согласия и толерантности в регионе, посредством взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества в сфере межэтнических отношений через размещение государственного социального заказа.
3. Интеграция руководителей и активистов этнокультурных объединений в процесс экономического роста, проведение целенаправленной работы по созданию крепкого среднего класса собственников в области, что в свою очередь будет способствовать стабильности внутри каждой отдельной семьи, сохранению мира и согласия в регионе.
4. Достижение общественного согласия на основе дальнейшего взаимообогащения, взаимопроникновения культур, традиций, изучения казахского, русского и языков этносов области.
5. Продолжение формирования общественных ценностей полиэтничного общества, развитие правовой культуры этнокультурных объединений.
6. Осуществление регулярного анализа этнического состава населения области, лидеров диаспор, с учетом миграционных настроений.
7. Проведение постоянного мониторинга межэтнических отношений в регионе.
Реализация данных задач будет осуществляться на основе седьмого приоритета «Стратегии «Казахстан-2050» «Новый Казахстанский патриотизм - основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества», программной работе Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу всеобщего Труда» и разработанных, в соответствии с ними, планах работы.
 
4. Основные направления деятельности Ассамблеи народа Казахстана Алматинской области по совершенствованию этнополитики на региональном уровне и укреплению института областной Ассамблеи народа Казахстана
Межэтническое согласие предполагает разработку и осуществление разносторонних и последовательных мероприятий государственных органов и этнокультурных объединений по консолидации общества на основе межэтнической толерантности и общественного согласия, достижение национального единства, основанного на признании общей для всех граждан системы ценностей и принципов.
Предлагаемые основные направления не могут считаться исчерпывающими. Они будут корректироваться не только по мере осуществления отдельных мероприятий, но и с учетом результатов анализа социально-экономического положения в области, проведенных мероприятий, для более серьезной и объективной оценки сложившейся межэтнической ситуации и дальнейшего ее положительного развития.
Реализация Концепции направлена на дальнейшее укрепление социальной и политической стабильности в области, повышение уровня овладения государственным языком некоренного населения, изучение русского языка и языков этносов, расширение и углубление диалога между этнокультурными объединениями и властью, дальнейшее развитие толерантного мировоззрения в обществе и активизацию работы этнокультурных объединений, создание условий для регистрации новых этнокультурных объединений, расширение международного сотрудничества с исторической родиной этнокультурных объединений, научными и творческими коллективами.
Приоритетами деятельности Ассамблеи по совершенствованию этнополитики на региональном уровне и укреплению института региональной Ассамблеи народа Казахстана на предстоящий период определены:
 
4.1 .В области достижения национальной идентичности:
  • использовать потенциал Дворца языков и центров изучения языков в районах и городах области для расширения сферы применения государственного языка и продолжить изучение государственного языка всеми этносами, проживающими в области;
  • разработать региональную программу «Государственный язык в русскоязычной среде» с привлечением молодых русскоязычных людей для пропаганды государственного языка;
  • На постоянной основе укреплять материально-техническую базу областного Дома Дружбы;
  • Продолжить финансирование мероприятий этнокультурных объединений и областной Ассамблеи народа Казахстана из областного бюджета;
  • В 2014 году завершить строительство этноаула в административном центре Алматинской области – городе Талдыкорган;
- Продолжить освещение в СМИ вопросов межэтнических и межконфессиональных отношений с соблюдением действующего законодательства, общепринятых этических норм;
  • Проводить общественно-политические мероприятия, с участием активистов этнокультурных объединений и творческих коллективов для взаимообогащения, взаимопроникновения культур, традиций этносов;
  • Продолжить краеведческую и издательскую деятельность Ассамблеи;
  • Осуществлять участие Ассамблеи в разъяснении программы «Народное IPO»;
  • Расширить взаимодействие с государственными органами политическими партиями, маслихатами всех уровней, учебными заведениями, и неправительственными организациями в сфере становления общегосударственной идентичности;
- Продолжить совместную работу с акиматами районов, городов и сельских округов по проведению социально-культурных и общественно-политических мероприятий, направленных на развитие национального духа;
  • Продолжить укрепление взаимосвязей с диаспорами, проживающими за рубежом, непрерывность связи этносов с государством их исторической родины, что, в свою очередь, положительно скажется на межэтнических отношениях в регионе;
  • Принимать активное участие в Днях культуры районов и городов области, с целью популяризации общеказахстанской культуры, сохранению культурного наследия этносов Жетысу;
  • Укреплять ресурсную и научно-образовательную базу научно-экспертной группы. Шире привлекать научную и творческую интеллигенцию к научно-исследовательской работе в сфере межэтнических отношений.
4.2. В области региональной государственной этнополитики:
  • В течение срока реализации Концепции совершенствовать работу по планированию деятельности Ассамблеи области. В части формирования годовых и ежеквартальных планов работы областных управлений культуры, образования внутренней политики, внутренних дел предусматривать пункты по реализации Доктрины национального единства, Стратегии-2050, решений сессий Ассамблеи народа Казахстана, в сфере межэтнических отношений и согласовывать их с
    секретариатом областной Ассамблеи народа Казахстана.
Реализация планов работы должна проводится целенаправленно, на постоянной основе, совместно с секретариатом Ассамблеи.
Отчет о проводимых мероприятиях должен направляться в секретариат Ассамблеи для обобщения работы и дальнейшего предоставления отчетной информации в Администрацию Президента Республики Казахстан.
На постоянной основе (ежемесячно, ежеквартально) совместно с управлением внутренней политики и членами научно-экспертной группы Ассамблеи проводить социологические опросы по межэтнической проблематике, мониторинг социально - политической, межэтнической, языковой ситуации в регионе, а также эффективности работы Ассамблеи,;
- Принимать участие в работе семинаров-тренингов, проводимых Академией государственного управления при Президенте Республики Казахстан совместно с Ассамблеей народа Казахстана, а также в семинарах по различным вопросам межэтнического сотрудничества, проводимых Ассамблеей с целью повышения квалификации секретариата Ассамблеи народа Казахстана области, актива этнокультурных объединений, а также сотрудников районных и городских отделов внутренней политики и Дома дружбы.
- Проводить политику превентивных мер и способов разрешения межэтнических конфликтных ситуаций, для этого, совместно с управлением внутренней политики, департаментом внутренних дел области продолжить работу по раннему выявлению предпосылок к возникновению противоречий в межэтнической сфере (социальные проблемы оралманов, нарушение миграционного законодательства гражданами, незаконно проживающими на территории области, бытовые конфликты, могущие перерасти в межэтнические и внутриэтнические т.д.), урегулированию разногласий и споров, недопущению конфликтных ситуаций в сфере межэтнических отношений, продолжить совместную работу с членами научно-экспертной группы Ассамблеи и перевести эту работу в плоскость конкретных дел, поиск дополнительных объединительных факторов, способствующих разрешению проблем и споров цивилизованными механизмами, руководствуясь при этом принципами медиации;
- В течение времени реализации Концепции необходимо выработать механизмы планирования и выделения финансовых средств для реализации социальных проектов этнокультурными объединениями не только через управление внутренней политики области, но и через управление культуры и образования, развития языков, что в свою очередь, позволит решать вопросы по изучению языков, развитию народных промыслов, сохранению культурного наследия, этносов, проживающих в области.
 
4.3. В области совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия на региональном уровне:
- Развивать и укреплять механизмы сотрудничества Ассамблеи и институтов гражданского общества по формированию общегосударственного единства, укреплению независимости государства, воспитанию патриотизма;
- Усилить информационно-разъяснительную работу среди этнических групп по разъяснению значения государственного языка, внедрению проекта полиязычного и билингвального образования для решения вопроса социализации этнической молодежи в обществе;
- Регулярно на заседаниях Совета общественности области, а также в районах и городах рассматривать вопросы по совершенствованию механизмов добрососедских отношений, межэтнического согласия, воспитания патриотизма у молодежи, предупреждению межэтнических и внутриэтнических конфликтов;
- Проводить выездные дни Ассамблеи народа Казахстана в городах и районах с целью оказания практической помощи в методической работе.
 
4.4. В области дальнейшего укрепления и развития института областной Ассамблеи, ее инфраструктуры, а также институтов гражданского общества в сфере межэтнических отношений:
- Продолжить становление Ассамблеи как общегражданского, надполитического и общенародного института;
- Рассмотреть возможность увеличения штатной численности секретариата областной Ассамблеи народа Казахстана до 5 человек, в соответствии с направлениями деятельности, численностью населения и полиэтничностью региона;
- Продолжить межведомственную координацию с соответствующими государственными органами в области межэтнических и межконфессиональных отношений по предотвращению негативных тенденций в сфере социального самочувствия населения.
- Рассмотреть качественный состав членов областной Ассамблеи, с привлечением более авторитетных людей, представителей бизнес структур и творческой элиты области.
 
4.5. В области активизации обмена информацией и опытами между регионами в сфере межэтнических отношений.
- Проводить и принимать участие в совещаниях, конгрессах, семинарах-тренингах, проводимых для руководителей, сотрудников Ассамблеи и Дома дружбы с целью обмена информацией, опытом работы по сохранению мира и согласия в регионах.
 
5. Механизм реализации и ресурсное обеспечение Концепции
Выполнение Концепции будет осуществляться посредством плана мероприятий по ее реализации. Общий контроль за реализацией Плана будет осуществляться аппаратом акима Алматинской области.
Для исполнения мероприятий по реализации Концепции в соответствии с планом мероприятий по ее реализации могут создаваться межведомственные группы, которые должны представлять отчеты в установленные сроки и будут нести ответственность за их качественное и своевременное выполнение.
Государственные органы, ответственные за выполнение мероприятий Концепции, ежеквартально представляют отчеты о ходе работы в аппарат акима области, который обобщает сводную информацию о ходе реализации Концепции с последующим направлением ее в Ассамблею народа Казахстана.
Источниками финансирования являются средства местных бюджетов. Объемы расходов по мероприятиям, финансируемым за счет средств местного бюджета, будут определяться в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.